Воспоминания о войне Денисова Бориса Степановича
В конце августа 1940г. нас, 13 новобранцев, из города Горького привезли в город Гатчину Ленинградской области для прохождения воинской службы в 455 отдельный учебный батальон связи.
Наша радиорота была укомплектована из курсантов, имеющих среднетехническое образование (радиотехников). Занятия по спецдисциплинам велись с изучения азов электротехники и радиотехники. Поэтому были моменты, когда на поставленные вопросы курсантом ответа не получали. Зато строевая, стрелковая и политическая подготовки шли в полном объёме согласно буквы уставов. Ведь из нас готовили младших командиров. Частые тревоги с марш-бросками на 10-15км., развёртывания и организация радиосвязи первое время тяжело переносились.
Во время празднования Октябрьских праздников 7 ноября 1940г. батальон связи участвовал в торжественном марше по плацу у Екатерининского дворца.
Числа 15 ноября 1940г. нас, 5 человек из радиороты, отправили в Ленинград для прохождения службы во 2 отдельном полку связи.
Через неделю меня откомандировали на действующую радиостанцию РАТ-1, расположенную в 30 км. от Ленинграда в районе станции Левашово. Через 3 дня знакомства с устройством передающей установки приступил к самостоятельной работе в должности настройщика передатчика. Радиостанция работала круглосуточно, было введено сменное дежурство. Здесь я встретился с Барским Анатолием, который работал на силовом агрегате, дающим напряжение для передатчика. Наша дружба длилась до демобилизации. Он служил 3-й год службы, был душевным и отзывчивым другом.
В первых числах июня 1941г. радиостанция свернулась и уехала в летние лагеря, где находился 2 ОПС. Подготовка и занятия в полевых условиях имели свой особый характер, свои традиции и свои прелести.
Всё это оборвала война.
В ночь на 22 июня 1941г. я был дежурным по батальону связи. Около 6 часов утра дежурный по части предупредил всех дежурных по подразделениям о повышенной бдительности, никого из подразделений не выпускать, увольнительные отменены.
Воскресенье 22 июня 1941г. Погода с утра была тёплая, солнечная, без ветра. Днём должен состояться футбольный матч между командами нашего посёлка и стрелковой дивизии. Но этого не случилось.
После выступления по радио Молотова о нападении на нашу страну фашисткой Германии 2 ОПС был приведён в состояние боевой готовности.
Радиостанция РАТ-1 развернулась в лесу, где стояла стрелковая дивизия. Все три машины были помещены в земляные укрытия, только антенны передающей установки были расположены на поверхности земли. Для личного состава вырыты землянки.
24 июня 4 «Юнкерса» прилетели со стороны Финляндии и начали бомбить места, где находилась стрелковая дивизия. Одна из бомб взорвалась неподалёку от нас. Взрывной волной меня и 3–х товарищей сильно бросило. Ощущения очень тяжелые. Потеря слуха и головная боль.
26 июня 1941г. утром по тревоге поднята радиорота. В лесу в 7-8км. от нас выбросили десант немцев. Через час 40 человек на автомашинах были доставлены к месту предполагаемой выброски десанта. У меня был ручной пулемёт, две гранаты «лимонки». Прочесали большой участок леса, никого не обнаружили. Поздно вечером вернулись в подразделение.
В первых числах июля 1941г. во время бомбёжки осколком срезало 3 верхних зуба, пробив губу. Корни удалены в госпитале, который вскоре разбомбили. Без зубов ходил до марта 1945г. Вернувшись из Хельсинки СКК в госпитале (пл. Суворова Ленинград) поставили мост бесплатно.
Во второй половине июля 1941г. 2 ОПС расформировали на 2 полка связи. Наша радиостанция РАТ-1оставлена в 26 ОПС для работы на Ленинградском фронте. Второй вновь организованный полк связи был придан Волховскому фронту. С нашей машины откомандирован мой хороший друг настройщик передатчика Вася Жуков.
В июне 1943г. я с ним встретился после прорыва блокады. Он был в лучшем положении, чем я. О голоде в Ленинграде он знал из газет.
В первой половине сентября 1941г. нас перебросили в район Лесотехнической академии, где пришлось пережить страшное голодное время, время непрерывных бомбёжек.
26 сентября 1941г. после кровопролитных тяжёлых боёв город Ленинград был окружён немецкими войсками. Началась 900-дневная осада города с ожесточенной бомбёжкой и артобстрелом.
2 сентября 1941г. было введено первой сокращение хлебной нормы, а в ноябре - пятое сокращение. Хлеба – суррогата рабочим выдавали 250 граммов в сутки, а детям и иждивенцам – 150 граммов и никаких дополнительных продуктов.
Были съедены все лошади, собаки, кошки. Ели всё, что можно было жевать и утолить жажду голода. Нет топлива, нет воды, нарушена канализация. С голоду умирали тысячи людей.
Армия находилась на голодном пайке. От голода у нас умел шофёр силовой машины Дмитриев.
В это тяжкое голодное время ещё приходилось иногда ходить в полк по делам службы. Когда проходишь эти 8 километров пути, приходилось видеть страшную картину смерти. На моих руках умерла женщина, когда я шел по Литейному мосту. В начале декабря 1941г. была очередная бомбёжка района Лесотехнической академии. Здесь находились железнодорожные мосты, запасной КП. На цель наводили ракетчики. Одного я увидел, как он выстрелил из ракетницы. Нас разделяло примерно 50 метров, и когда он пытался перелезть через досчатый забор, которым был ограждён парк Лесотехнической академии, его я подстрелил. Некоторое время, он был недвижим, а потом все-таки с трудом перевалился через забор. Преследовать его у меня не было сил. Дня через три после этого случая по окончании работы на передатчике часов в 5 вечера я встал на пост по охране радиостанции. Зима в это время была холодная. Морозы были до – 30 градусов и ниже. Одеты мы были неважно – шинель, буденовка с подшлемником и кирзовые сапоги.
Трудно подробности вспомнить, но было примерно так. Около часа ходил по объекту, потом прислонился к кузову передающей машины, голова кружилась, хотелось отдохнуть. И в этот момент, потеряв сознание, я сполз на снег, шаркая штыком винтовки о борт машины. Мой сменщик Гоцик Г., услышав шорох по кузову (об этом он мне рассказал после выздоровления), вышел из машины и увидел меня лежащим на снегу в бессознательном состоянии. Оттащил меня в землянку, которая была рядом с машиной. В землянке было тепло. Как я выжил? Трудно представить, товарищи делали всё возможное, чтобы поддержать меня. Молодость и жажда к жизни взяли своё! И я встал всем смертям назло!
В январе 1942г. я был принят кандидатом в члены КПСС, связав всю свою жизнь с коммунистической партией.
23 ноября 1941г. начала действовать ледяная дорога по Ладожскому озеру. Эту дорогу назвали «Дорога жизни».
25 декабря 1941г. повысили норму выдачи хлеба рабочим на 100 граммов, детям на 75 граммов в сутки. А в январе 1942г. рабочие стали получать 400 граммов хлеба, служащие – 300, дети и иждивенцы по 250 граммов в сутки.
По «дороге жизни» из Ленинграда вывозили обессилевших детей и стариков, а в Ленинград везли продовольствие и вооружение.
В первой половине февраля 1942г. наша радиостанция со штатом из Ленинграда выехала по «дороге жизни» в расположение 54 армии. При следовании наша ведущая машина (передатчик) встала, заглох мотор. За нами образовалась большая очередь машин, разъехаться негде, по краям большие торосы льда.
Немцы, заметив затор машин, из Шлиссельбурга открыли арт. огонь. Снаряды рвались неподалеку от наших машин. Пробив лед, снаряды рвались в воде, и ослабевшие осколки наносили слабые поражения. Одному радисту перебило левую руку выше локтя, а другого слегка ранило. Осколками поцарапало кузова и кабины машин. Машину минут через 30 завели и выехали из зоны обстрела. Поражаюсь смелости шофёра Абдулашева Дагира. Он с южным задором и злостью, пренебрегая опасностью быть убитым или раненым, открыл капот машины и занимался устранением повреждения. Об этом поступке начальник радиостанции не доложил командованию на награждение. Странно всё получилось!
Приехали в посёлок Кабон, сдали раненых в госпиталь, а сами поехали к месту назначения. На месте нас встретили радисты из полка. Они выглядели гладенькими, не дистрофиками. Нас постепенно приводили в норму, боялись перекормить. Еды было много. Чудеса – голод и достаток.
Вскоре под охраной 2- х броневиков и 10 человек выехали в район деревни Маруя. Кругом болота.
В этих местах поздно ночью на нас наткнулся небольшой отряд лыжников – финнов, которых преследовали наши лыжники бойцы. Броневики чисто сделали своё дело до подхода наших бойцов. Далее, нас перебросили в район ст. Войбокало, откуда по железной дороге по необходимости следовали с места на место. Помню такой случай: следовали в район «Мурманские ворота» три эшелона по вновь выстроенной железной дороге. Наша радиостанция находилась во втором эшелоне. В пути на нас напали 4 юнкера и начали бомбить 2 – й эшелон.
На «большой земле» работали до июля 1943г. За этот период времени было много критически опасных моментов для жизни, которых в деталях восстановить трудно по времени и месту. Забывается понемножечку, а записи не велись.
Совместными действиями Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года южнее Ладожского озера прорвана оборона немцев шириной примерно 14 км.
Было прорвана блокада Ленинграда. Освобождён город Шлиссельбург и ряд населённых пунктов.
За 15 дней в условиях мороза под огнём немцев, была построена по южному берегу Ладожского озера железная дорога длиной 50 км. Ленинград ожил. Продовольствие, боеприпасы, войска, сырьё для промышленности шло непрерывно.
Ленинградский фронт стал готовиться для полного освобождения города от блокады.
В январе 1944г. я был принят в члены КПСС.
14 января 1944г. после сильнейшей артподготовки началось сражение войск Ленинградского фронта по освобождению от блокады и уничтожению войск под Ленинградом.
26 января 1944г. Ленинград был полностью освобождён от вражеской блокады и артобстрела. Враг был отброшен на 65 – 100 км. от стен города.
Наша радиостанция передвигалась вместе с наступающими войсками в направлении Кингиен – Нарва.
После освобождения города Нарва нашу радиостанцию РАТ – 1 придали штабу 8 – й армии, которая вместе с 8 эстонским корпусом успешно освобождала территории Эстонии.
При движении по дорогам Эстонии навстречу шли сотни молодых парней и девчат, угнанных немцами в рабство. Со слезами на глазах они просили отомстить за их поруганную молодость. Тяжелы такие встречи.
В условиях быстрого продвижения войск часто меняли расположение радиостанции. Однажды вечером при развертывании радиостанции к работе на опушке леса на нас наткнулась небольшая группа местных изменников. При прочёсывании леса обнаружили небольшой склад продовольствия и 20 немецких автоматов. На другой день оборвали связь с приемной машиной, расположенной от нас на 500 метров в стороне. При устранении обрыва ВПК попали под обстрел из автоматов. К счастью жертв не было. Охрана была усилена. Дополнительно прочесали лесные участки и проверили ряд хуторов. Однажды часовой задержал молодую женщину, говорившую чисто по-русски. Она рассказала, что в одном из хуторов живет 8 девчат, угнанных из Псковской области. Хозяин хутора сбежал с немцами, а хозяйка заперлась, никого не впускает, хозяйством не занимается.
Вместе с техником – лейтенантом Орешкиным пошли на хутор и там встретились с нашими угнанными страдалицами. Страшная картина жизни вырисовывалась по их рассказам. Они были настоящие рабы, жили рядом со скотом. Они просили разрешения поджечь хутор и убить хозяйку – злодейку. Разрешения они не получили. Хозяйкой занялись местные власти.
После освобождения Эстонии в конце сентября 1944г. из Таллинна нашу радиостанцию направили в Ленинград и включили в специальную команду, которая будет направлена в Финляндию для работы в Союзной Контрольной Комиссии.
5 сентября 1944г. Финляндия, как союзник Германии, прекратила сопротивление нашим войскам. 19 сентября 1944 года по просьбе Финляндии было подписано соглашение о перемирии.
Спецузел связи работал в СКК с октября 1944г. по февраль 1945г.
Жили в гостинице «Торни» на 13 этаже. Условия жизни были отличные. Машины до Хельсинки следовали своим ходом, а личный состав радиостанции с дополнительной техникой связи летели самолётами. В разговорах с молодёжью выяснилось, что финны имели извращённые понятия о советской жизни, считали наш народ грубым и невоспитанным. Они удивлялись нашей культуре разговора, тактике общения.
Обратно ехал, сопровождая передатчик. Интересно было ехать по территории Финляндии, через границу. При въезде в город Выборг сломался задний мост машины. Машину доставили в автобат, а я поездом выехал в Ленинград.
Впечатление от пребывания в городе Хельсинки, о финском народе и его жизни осталось большое. Жизнь за границей требует строгого соблюдения определённых норм поведения.
В начале апреля 1945г. наша радиостанция РАТ – 1 из Ленинграда своим ходом выехала в район города Риги и передана 104 отдельному полку связи ордена Александра Невского.
104 ОПС пополнялся новой техникой и готовился к работе в Берлине. Подготовка к работе в новых условиях шла усиленными темпами. В 2 часа ночи 1 мая 1945г. полк был поднят по тревоге. Все думали, что выезжаем на новое место. Но когда увидели, что из штаба полка вынесли знамя, поняли, что скажут важное сообщение. И не ошиблись…Командир полка перед строем сообщил – Берлин пал, война закончена. Громом могучего ура мы встретили эту радостную весть.
До утра шли радостные торжества в подразделениях. В этих местах я встретил земляка капитана Алексеева Ивана Алексеевича. Он стал начальником нашей радиостанции до демобилизации. В конце мая 1945г. полк был погружен в железнодорожный эшелон. Грузились стрелковые и артиллерийские части. Мы догадывались, что наше передвижение будет не на Запад.
Наши предположения оправдывались, когда двинулись в путь. Воинские эшелоны двигались на Восток. Ехали долго, особых приключений не было. Наш полк связи был выгружен в Чите.
Дней через 10 наша радиостанция РАТ – 1 была по мосту через быструю и полновидную реку «Иногда» переброшена в лесной массив для обслуживания штаба Командования Ставки в предстоящей войне с Японией.
За время боевых действий с Японией радиостанция 3 раза специальным поездом следовала до Хабаровска и обратно.
Конец войны с Японией застал нас в Хабаровске в Ботаническом саду, где наши машины были зарыты в гору, где мы работали и жили. Неподалёку от реки Амур в районе города Хабаровска мы встали на отдых, чтобы проверить технику к дальнейшей работе. Здесь настала тишина и покой. Нервное напряжение постепенно расслаблялось. Погода была солнечная, тёплая, вода в Амуре была пригодна для купания. С удовольствием купались, с удовольствием отдыхали. Как это всё было приятно! Думали - отсюда по домам. Но…?
Из Хабаровска срочным порядком перебросили нашу радиостанцию РАТ – 1 в район Владивостока и передали нас 187 отдельному батальону связи, который числился в стрелковом корпусе под командованием генерал – майора Соловьева.
В первой декаде октября 1945г. войска начали грузиться на корабли. Караван кораблей, груженных людьми и техникой, в сопровождении охраны военных кораблей двинулся морями и океаном в далёкий путь до Анадыря.
В течение суток я и многие испытали «прелести» «морской болезни» при шторме 7 – 8 баллов. Неприятная вещь эта качка. Морское путешествие в основном оставило приятное впечатление. Плывя вдоль берегов Камчатки, хорошо просматривались дымящие Авачинский и Ключевские вулканы – сопки. Цвет воды менялся местами.
26 октября 1945г. встали на рейд в Анадырком заливе. Высаживались на десантных баржах, которые 15 – 20 метров не доезжали до берега. Было мелко. По грудь в холодной воде добирались до берега, а на берегу в палатках проходили необходимую обработку. Погода в этих местах в это время холодная с сильными ветрами. Первые полтора месяца жили в палатках американского производства. Было холодно, спали одетые.
С декабря переселились в деревянные юрты. В них было тепло и удобно. Под передающий центр было использовано мощное железобетонное здание и две 75-метровые мачты (металлические), построенные в свое время американцами, которые до 1933г. безнаказанно хозяйничали здесь. Передающую аппаратуру и силовые агрегаты демонтировали с машин и смонтировали в помещении. Рядом с русским 1kw передатчиком были установлены 4 американских передатчика типа csr – 700.
Приемный пункт был расположен в 3 км. от нас на берегу Анадырского залива.
Работали круглосуточно в телеграфном и телефонном режимах. Связь была устойчивая. Но при северных сияниях связь полностью прекращалась.
Северные всполохи в этих местах красивое зрелище.
Зима была суровая, трудно было дышать, особенно опасны были метели, которые длились до двух недель. В этих условиях развод караула делался с помощью веревки. Все объекты были закольцованы металлической проволкой, натянутой на деревянных опорах. С помощью кольца верёвка крепилась к проволоке и наряд, держась за веревку, следовал к объекту.
Питание было хорошее, калорийное. Питались из запаса по Лена – Линзу. Каждый день выдавали 50 граммов спирта каждому.
В батальоне связи я встретил земляка из Горького Наумова Леонида. Его перевели к нам и обучили работе на передатчиках. С ним я вернулся домой и по настоящее время поддерживаю дружеские отношения. За зимний период подготовили себе смену из первогодков.
Во второй половине мая 1946г. нас 25 человек из батальона связи демобилизовали и, до отплытия из этих мест, поселили отдельно.
В начале июля 1946г. в торжественной обстановке нас погрузили на суда и двинулись в путь. Наш корабль в начале плыл до бухты Провидения, где взял пресной воды, и оттуда прямым путём до Владивостока.
На грех стояли густые туманы. Часто стояли и плыли медленно. Как было обидно. Числа 5 августа 1946г. встали на рейд во Владивостоке. После суточного санитарного карантина нас выгрузили и эшелоном следовали по железной дороге до Биробиджана. Около большого озера привели себя в порядок, выдали нам денежное и вещевое вознаграждение. После всего этого поехали по домам. В Котельниче я простился с близкими мне товарищами – Барским, Абдулашевым, Гоциком и другими. Они поехали Северной железной дорогой до Москвы, а я с Леонидом Наумовым из Котельнича пассажирским поездом до Горького. Домой прибыл 2 сентября 1946 года. Итак, 6 лет и 1 месяц не был дома. Демобилизовали меня в звании младшего сержанта.
Через год мне присвоили звание вначале техника – лейтенанта и вскоре старшего техника – лейтенанта. Почему эти воинские звания присвоили после демобилизации из армии? Разве нельзя было их присвоить мне во время нахождения в армии?»